Наследственное дело


Каждый, хоть раз в жизни сталкивался или столкнется с необходимостью оформления наследства. Часто эта ситуация неожиданна и выбивает наследника из колеи. Возникают вопросы: Куда бежать? Что делать? Какие собирать документы, а главное где? Распространено мнение, что это очень долгий и сложный процесс. Но на самом деле это совсем не так. Последние нововведения сделали это утверждение мифом. Всю процедуру оформления наследства теперь можно уложить всего в 2-3 посещения нотариуса, при этом практически не собирая никаких документов, кроме тех, которые должны храниться у наследодателя. При первом — завести наследственное дело, при втором — получить и отдать на регистрацию имущество. Прочитав приведенную ниже информацию, вы поймете, как легко и быстро оформить наследство.

Для заведения наследственного дела наследник в течение шести месяцев должен обратиться к нотариусу для подачи заявления о принятии или об отказе от принятия наследства. Наследственное дело заводится по месту жительства умершего (у любого нотариуса того района, в котором был зарегистрирован на день смерти умерший, при этом не имеет значения, где находится имущество).

Исключение составляет:

1) Если гражданин на момент смерти не имел регистрации, наследственное дело заводится по месту нахождения имущества.

2) Если недвижимое имущество находится за границей. В таком случае для удобства оформления нужно обращаться в компетентные органы государства, в котором находится данное имущество. 

Процесс оформления наследства можно разделить на 3 этапа:

1. заведение наследственного дела;

2. выдача (получение) наследственного имущества;

3. регистрация права на имя наследника в органе обязательной государственной регистрации.

Заведение наследственного дела

Наследник в течение 6 месяцев предоставляет:

1. Свидетельство о смерти;

2. Справку с места жительства умершего (либо выписка из домовой книги, с отметкой о убытии наследодателя в связи со смертью), выдает паспортист в МФЦ.

3. Подтверждение родства или завещание. В случае, если наследником по завещанию является близкий родственник, следует предоставить подтверждение родства для снижения стоимости нотариальных услуг.

На основании данных документов нотариус готовит заявление о принятии/об отказе от наследства, которое подписывает наследник, и заводит наследственное дело. (Наследственное дело так же может быть заведено при получении документов по почте).

Так же, с собой нужно иметь все документы умершего на имущество (свидетельства о регистрации права собственности, договоры, сберегательные книжки, выписки, справки и т. д.). На данном этапе это требуются для установления полного перечня документов, которые потребуются от наследника, для выдачи наследства и дачи консультации. И для того, чтобы нотариус имел возможность сделал необходимые запросы.

Выдача наследственного имущества

Наследство, по общему правилу, может быть выдано наследнику по истечении 6 месяцев с момента смерти. (Прим: Дата смерти 01.01.2018 — дата выдачи — не ранее 02.07.2018).

Так что, по истечении данного срока, наследнику требуется связаться с нотариусом и назначить дату выдачи. Сотрудник запишет вас на удобную дату и время, сообщит размер пошлины, напомнит, какие документы нужно принести и подготовит свидетельства о праве на наследство к вашему приходу.

С собой наследник должен иметь паспорт и документы, перечень которых был получен на первом приеме, при заведении наследственного дела. Требуются только оригиналы/подлинники документов, если нотариусу потребуются копии, он сделает их самостоятельно. 

Свидетельство о праве на наследство выдается при наличие следующих документов:

1. Недвижимость

1.1. Правоустанавливающие документы на имущество, то есть документы, на основании которых возникло право собственности (Например: договор купли-продажи, договор дарения, договор передачи квартиры в собственность граждан (приватизация) и т. д.).

Точный перечень документов индивидуален, как правило, уточняется на консультации при заведении наследственного дела.

1.2. Документы, подтверждающие тот факт, что право собственности зарегистрировано. (Свидетельство о государственной регистрации права/Выписка из ЕГРП о регистрации права/выписка из ЕГРН).

Если имущество зарегистрировано до 01.01.1998 года, факт регистрации подтверждается самим правоустанавливающим документом.

Обратите внимание! В случае регистрации права после 01.01.2017 года, факт регистрации подтверждает выписка из ЕГРН.

Если имущество не зарегистрировано, вопрос будет рассматриваться нотариусом индивидуально.

1.3. Выписку из ЕГРН нотариус заказывает самостоятельно.

2. Транспортные средства

2.1 Паспорт транспортного средства (ПТС)

2.2. Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).

2.3. Оценка транспортного средства на дату смерти наследодателя.

Оценить ТС может любой оценщик. Обращаем внимание! Оценщик, согласно ст.4 ФЗ "Об оценочной деятельности" должен являться членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков и иметь сертификат на оценку движимого имущества.

3. Денежные вклады, акции, пенсия, з/п ...

Для получения денежных вкладов, недополученной пенсии, недополученной заработной платы, акций, страховых выплат и т. д., нотариус по просьбе наследника делает запрос в компетентные органы. Данное имущество выдаётся на основании полученного ответа.

Регистрация права собственности на недвижимое имущество

С 01.02.2019 года Нотариус обязан самостоятельно подать документы на регистрацию, наследнику больше не требуется обращаться в МФЦ после получения наследства.

Результатом регистрации является электронная Выписка из ЕГРН.

Согласно ч.9 п.1 ст.16 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при подаче документов нотариусом в электронном виде, регистрация осуществляется «в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов» + 1 рабочий день на формирование выписки из ЕГРН. На практике, уже в течение 2-3х рабочих дней.